среда, 2 октября 2013 г.

Продолжение истории семьи Мартыненко.

   Следующий лист в деле семьи говорит о том, что дело просматривалось, правда, в каком году непонятно. Возможно, перед тем, как выделить в отдельное дело, все что касается главы семьи, Михаила Васильевича. потому что записи, сделанные наспех, касаются лично его и его отца.
На конце листа, в перевернутом виде , запись: " Мы, нижеподписав-шиеся сотрудники НКВД, составили настоящий акт..." Фраза обрывается, возможно это просто случайно взятый лист бумаги, а может и нет. Можно разобрать, что "в колхозе был с 1931г, выселен в том же году", "имущество не растрачено", что-то про судимость, далее про "отца, умершего в Нарыме", Еще про то что "отец судился за несдачу - 1 год принудительных работ". Похоже, что отбыл 6 месяцев, с 1919г по 1920г.
И далее запись под вопросом о Ишимском восстании 1929-1930 года.
  Я посмотрела в интернете про это восстание, когда непосильные продразверстки, просто грабили и богатых и середняков, и бедняков, в итоге привели к массовому бунту и жестокости с обеих сторон. Правда, года не совпадают, 1921-1922г.
  Но вернемся к делу семьи Мартыненко. Следующие несколько листов дела - это протоколы допросов Мартыненко М.В. и  Смолякова И.М.







Я разобрала весь текст:



Протокол допроса

1934 года декабря 10 дня  г.Прокопьевск

Я, пос.комендант пос.Манеиха, уч.   Комендатуры ОТП УНКВД Щербинин )   сего числа  допросил в качестве пострадавшего. который будучи предупрежден об ответственности за дачу неверных сведений по ст.9 Б УК.
Г-н Смоляков Илья Михайлович, воз.26 лет, русский, грамотный, семейное полож. 3ч., соц/происхождение из крестьян ЗСК Ачинского района д.В.Княжеской. В настоящее время работает шахта №11 в качестве десядника горного. Зарплата 350 ру, адрес. В.Манеиха, б. «К» (б/к ?)
Показываю по существу дела в том, что 10, в 1ночи вышел на работу. На 1-ом учаске от 15 печи было засорены пути. Тут работал ……работе и подчиске канава т/п Мартыненко. Я ему сказал, придут коногоны, тогда подчисти нутро около этих печей, чтобы не бурились вагончики. Он тогда сразу на меня накинулся, начал обзывать матом, на что и говорит, что как собака все ходишь и заставляешь, тогда я ему предл….

        Вторую сторону документа работники архива не сочли нужным отксерокопировать.

Протокол допроса

1934 год   декабря 10 дня  г.Прокопьевск

Я, пос.комендант пос.Манеиха, уч.   Комендатуры ОТП УНКВД Щербинин , сего числа допросил в качестве обвиняемого т.п. Мартыненко Михаила Васильевича, воз.35 лет, русский, грамотный, семейное полож. 4 ч, соцпроисхождение из крестьян кулаков ЗСКПолтавского района село смелого, сосланный из данного района 1931г, сослов ранше судимый по 109?  (так в тексте) В настоящее время работает шахта №11 в качестве транспортировщика, зарплата 100 руб. Адрес лин 5 б 16.
Предъявлено мне обвинение в том что я 10.XII хотел ударить горного мастера лампой и ругал его всячески . Признаю себя виновным в том что ругал его. Что было так 10.XII в 2 ч.ночи я работал в шахте на 1 участке, чистил пути и канаву на основном. Приходит ко мне гр.мастер Смоляков и говорит, что ты Мартыненко ничего не делаешь, а только бегаешь по основному и ругается на меня, и я тогда тоже стал на него ругаться всячески и сказал, что как собака кричишь на нас. Он тогда сказал пойдем со мною. Вышли на основной, он отять(так в тексте) меня спрашивает, что ты со мною хочешь сделать.Но я ему сказал что ничего не хочу сделать, но тогда он опять заругался, а я тоже на него ругался. И он тогда бросился ко мне хотел отнять лампочку, я ему не давать и в это время я отшатнулся и поднял руку с лампочкой, а он думал что я его думаю ударить и отнял мою лампочку. Когда он лампочку отнимал никого не было. В чем и признаю себя виновным. Больше показать ничего не могу, протокол зачитан мне вслух.
                            Подпись             подпись  Мартыненко

Протокол допроса
1934г, декабря 11-го дня г.Прокопьевск
Ст.М… ? уч.комендатуры ОТП НКВД Скопцев?
С/числа допросил в качестве свидетеля гр-на Смоляков Илью Михайловича, рож.1908г, русский, м-грамотный, женат, 3-е детей, б\п, не…ный?. Место работы Шахта Манеиха, десятник, зарплата 350р в м-ц, со слов не судимый. Адрес :Верхняя Манеиха №1-1, предупрежденный об ответственности по ст. 95 УК
По существу дела показываю, а именно я работаю на данной шахте уже 4 года. 10/XII в первую смену часов около 7 утра во время проверки подчиненных мне рабочих подошел т/л Мартыненко, который мной был поставлен на очистку путей. При подходе к нему я вижу что он замерз и не видно что он вычистил, а поэтому я сказал ему, что Мартыненко ты работал целую смену и не видно твоей работы и сказал чтобы он ушол к 2-йи 3-й печи вычистить путь. А оттуда с коногоном выедет на гора. Но т/п Мартыненко на что сразу же начал крыть меня матом и говорить, что ты все ходишь, как собака лаешься….

   Судя по всему, один другому сделал замечание, оба не сдержались, обматерили друг друга, старший по должности решил указать другому место, тот не позволил. В итоге докладная и запись на обороте, которую не скопировали, но я точно помню резолюцию: " Обязать Мартыненко М.В. выплатить штраф в размере 300 руб". Если считать. что месячная зарплата деда была 100 руб, то три месяца семья должна была кормиться чем Бог послал.
  И еще одна докладная на деда.

Нач.1-го рано. Ш.№11-М
Докладная записка
27/XII-34г   2-я смена.  пласт Прокопьевский юг. На 1м паралел.шреку №2? В конце смены гор.мастер Смалеков был. На 1-м парал.штреку непредупредил снять прослоик породы  в.7м   син.  Рабочи не СП..? А запальщик Савщенка заредил полить гдебы смешали уголь спородой марки ряд. Которое бы и отрозилос на повышенной зольности
Рабочие забойщик №1437 Мартыненка №1340 Стаднев откатчик
Работу щетать брак 100%    тех.кап.Кашк.
С/н            

Комментариев нет:

Отправить комментарий